Черная Белка » Миры Г.А.Шульмана |
Миры Г.А.ШульманаПопулярная литература по соционике на сегодняшний день, к счастью, уже не редкость. Тем ценнее научный труд мастера, в котором аккумулирован многолетний теоретический и практический опыт, придающий изданию энциклопедическое звучание. Книга Г.А.Шульмана «Соционика изнутри» не замыкается строгим соционическим контекстом и потому обладает высокой информационной плотностью; в ней собрано множество фактов, гипотез, выводов и наблюдений, представляющих интерес для любого образованного человека. У монографии есть «второе дно» – книга эта не только о соционике (о которой рассказано с глубочайшим знанием предмета), ведь, как сказано в подзаголовке, соционика – лишь пример. По сути, это книга о жизни.
В целом, в ней можно выделить три основных пласта. Первый – это исторический экскурс во времена зарождения соционики, развитие которой, по мнению Г.А.Шульмана, соответствовало вектору движения научной мысли в области изучения информационных взаимодействий. Второй пласт синтезирует собственные научные разработки автора, в первую очередь по Периодической системе социона, работа над которой сквозной нитью проходит через всю его научную деятельность. Третий пласт – наиболее самобытный и дискуссионный – отражает оригинальные идеи автора, его взгляд на интертипные отношения и интеграцию соционики с другими науками. «Все в этом мире действительно взаимосвязано, взаимозависимо и взаимоподобно (во всем есть все)» – этими словами автор акцентирует внимание на уже существующие в нашей жизни признаки «эпохи Целостности», которой суждено преодолеть тысячелетний разрыв между наукой, философией, эзотерикой и религией. Ведущая тема книги Г.А.Шульмана – осознание и определение позиции соционики в ряду дисциплин о Человеке, размышления о точках ее соприкосновения с широким спектром наук и теорий, принадлежащих к несовместимым, на первый взгляд, научным парадигмам: от классической философии, математики и формальной логики до нетрадиционной медицины и восточных учений и практик. «Вся соционика Аушры Аугустинавичюте пронизана философскими идеями и категориями. Поэтому вполне естественно выглядит использование здесь некоторых сугубо философских принципов, таких, в частности, как Принцип относительности или Принцип относительной достоверности». Эти и другие сформулированные Г.А.Шульманом принципы исследования и преподавания, первые из которых были обозначены еще в 1988 году, определяют структуру его монографии. Каждый из них образует кольцо невидимой спирали, и движение по ней открывает читателю вереницу идей и имен, научных параллелей и ассоциативных рядов – словом, панораму неповторимых миров Г.А. Шульмана. Один принцип – это отдельный синкретический образ мира. В своей совокупности они дают наглядную иллюстрацию тезиса о «гуманистической роли соционики Аушры Аугустинавичюте в возможной гармонизации человеческого сообщества». Наиболее значимым и в то же время дискуссионным мне представляется взгляд Г.А.Шульмана на соционику как на динамичный комплекс типологий. «Соционика сегодня, – пишет он, – это синтез типологий повышающегося уровня сложности и технологий работы с этими типологиями. Когда речь идет о типологиях, имеется в виду: типология личностей, типология отношений и типология групп». Г.А.Шульман указывает также на комплементарность типологии личности Аушры Аугустнавичюте огромному множеству других типологий, каждую из которых рассматривает как равноценную «точку зрения на человека». Опираясь на Принцип относительности, он отмечает различный «уровень проявленности» тех или иных типологий в конкретном человеке, среди которых соционическая типология может оказаться наименее показательной. В таких случаях, полагает автор, следует сначала обратиться к «выделенным» для этого человека типологиям, и лишь потом определять собственно тип информационного метаболизма. Нужно сказать, что рассмотрение результатов сопоставительного анализа различных типологий с соционическими – задача не из легких. Она требует высокого профессионального уровня в разных областях, что встречается довольно редко. Уже не раз предпринимались безуспешные пока попытки адаптировать психологические тесты к методам соционики. По сей день одной из главных проблем остается вопрос достоверности определения ТИМа и сходимости результатов типирования у представителей разных школ. В главах книги, посвященных интертипным отношениям, встречаются поразительные по своей этической точности наблюдения, которые могут быть необычайно ценными как раз для практической соционики – определения ТИМа и консультирования. Наибольшие трудности в понимании, сомнение и даже скепсис среди социоников-практиков вызывает возникающее в самых разных контекстах положение Г.А.Шульмана о выявлении отношений семи порядков: нулевого (внутри структуры психики одного человека), первого (собственно интертипные), второго и третьего (отношения в малых группах), четвертого (между ТИМом и интегральным ТИМом), пятого (интегральный ТИМ этноса – регион обитания), шестого (Космос – человечество). Сам автор замечает, что «…явления, или феномены, о которых – теперь уже – можно говорить как о проявлении отношений 5-го и 6-го порядков, долгое время относили и будут относить к т.н. мистическим. Это ведь проще всего!» И рекомендует обратиться к Принципу невозможности невозможностей и Принципу «возвеличивания мелочей». Не исключено, что идеи и предположения, сделанные Г.А. Шульманом, которые сегодня могут показаться незначительными, случайными, абстрактными или находящимися на грани фантастики, просто-напросто опережают время. Один из соционических миров киевского соционика отражает глобальную картину взаимного дополнения энергии и информации. Их неразрывная связь во Вселенной, в соционике в целом, в интертипных отношениях, а также на уровне дихотомий, дуальных пар, квадр и квазиквадр – таков далеко не полный перечень пространства Принципа комплементарности, который, как мне представляется, в наибольшей степени созвучен основной идее соционики – о дуальной природе человека. Аушра Аугустинавчюте искала связь между энергетическими каналами тела человека и психическими функциями. Следуя в том же направлении, Г.А.Шульман обратил свой взор на восточные практики, в первую очередь, на систему Чжун Юань цигун, которая «обладает удивительными средствами и методами восполнения и накопления энергии, столь необходимой в совершенно определенных ситуациях, вполне объяснимых и объясняемых с точки зрения соционики». Автор также включает в круг своих изысканий опыт классической астрологии, философии рейки, образы перинатальных матриц С.Грофа. Не стоит забывать, что собственный интровертный взгляд на соционику, «взгляд изнутри» нам открывает исследователь с мощной интуицией – как в общепринятом, так и в узко соционическом смысле. Умение находить закономерности в так называемых случайностях, замечать невидимое и заглядывать из прошлого в будущее – это свойство, присущее интуитивному типу интеллекта, право на существование которого (наряду с интеллектом этическим) пока признается только соционикой. …За пределами настоящего отзыва остался огромный пласт информации. К нему относится хорошо известная специалистам оригинальная разработка Г.А.Шульмана – Периодическая система социона, которая красной нитью проходит сквозь его научную деятельность, а также другие любопытнейшие концепции. Богатейшая россыпь тезисов, научных и литературных цитат, ссылок, таблиц, графических схем превращается из черно-белых страниц в яркую мозаику, в основе которой лежит стройная система. Многоплановость авторского видения подводит его к ряду интереснейших открытий и прозрений – возможно, не бесспорных, но определенно требующих серьезного внимания и анализа. Книга Г.А.Шульмана «Соционика изнутри» требует от читателя не только определенного уровня теоретической подготовки, но и умения различать в подтексте глубоких рассуждений живой голос человека. Только тогда можно по достоинству оценить чувство юмора и самоиронию, без которых невозможно представить подлинную философию и мудрость жизни: перечень рассматриваемых автором принципов замыкает Принцип абсурда. Еще одна случайность? Анна Митрохина |